Когда музыканты шумят * Всё же есть благая весть

  Автор:
  Комментариев нет

Чтобы песня пелась и играть хотелось

Журнал
"Источник"
©для нового поколения поющих под аккорды
гитары и пианино

/©авторская цитата Виктории Юдиной из видеокниги "Артист сразу", 2016 г./


Здравствуйте, Дорогие Друзья, коллеги и читатели!

С Наступающим новым учебным годом!
2020/2021

Сегодня, 19 августа хочется вспомнить великого Сергея Орехова (родился: 23 октября 1935 г., Москва; умер: 19 августа 1998 г. (62 года) – уникального представителя отечественного музыкального искусства, выдающегося исполнителя-виртуоза на русской семиструнной гитаре.

Наверняка многие из вас помнят это имя.

И вот сегодня я – строгий потомок героического русского народа, спрашиваю: кого прожечь взглядом?

Кто решил за меня и моих детей, что русская гитара, русская музыка и песни нам не нужны? Почему в 60-е не отстояли родное гитарное искусство? Почему было невозможно ужиться и сотрудничать двум прекрасным одинаково многострадальным гитарам - классической и народной? Почему с появлением в России академической гитары оказалась обесценена и выдворена из дома вон любимая популярная в России русская семиструнка, прошедшая бок о бок со своим народом все тяготы лихолетий? Кто это допустил?

Согласна с горькими словами великого Сергея Руднева: "…отказавшись от русской гитары с её родной неподражаемой напевностью, так понятной русской душе, мы выплеснули ребёнка вместе с водой и стали Иваны без родства".

Но наш народ не может жить без песни, русская музыка и песня текут в его венах. И вот наступает эпоха развития новой гитары - народной шестиструнной акустики, которая, наряду с техниками семиструнки, также вобрала в себя и лучшие гитарные техники многонациональных культур.

Однако, чтобы исполнять богатое песенное наследие разных времён под красивый аккомпанемент, люди были вынуждены осваивать инструмент самостоятельно во дворах, гаражах и лесах.

Академически же образованные музыканты цинично окрестили поющих гитаристов безграмотными гудошниками, тренькающими на трёх аккордах. Будто проблема непременно в их бездарности, а не в том, что по сей день нет возможности учиться искусству современного аккомпанирования, ритмизации и фольклорной гитарной технике.

И снова согласна с великим А. Винницким: "Современный ученик классического гитарного класса должен также уметь корректно извлекать из неё ритмы своего времени, знакомиться с новыми техническими элементами, иначе интерес к инструменту, к музыке и к учёбе, угаснет". Что собственно и происходит.

Вот и получается – родную русскую гитару про.рали, классическую гитару должным образом не сохраняем.

Ситуация же с преподаванием современной универсальной шестиструнной фолк-акустики за последние годы достигла фазы абсурда - не запрещено, значит разрешено. И всех всё устраивает:

Многие классические преподаватели, полагая, что действительно могут помочь желающим освоить и современную гитару, подменяют высоко-академичными выверенными сеговиевскими техниками, конгруэнтно выверенные инструментальные артикуляции и ритмизации - сихровские, ореховские, чижовские, розенбаумовские, цоевские и т.д..

Как если бы вместо гусениц в комбайн встроить колёса мицубиси. Далеко ли он уедет? А почему бы гинекологу не подработать стоматологом? Много он налечит? Не удивительно, что на выходе не достойные исполнители достойных песен под достойный инструмент, а певуны и игруны. К счастью, таких преподавателей немного.

Кто допустил? Кому задать вопрос? Иных уж нет, а те далече…

И вот, глядя на искромётную игру виртуоза русской гитары Сергея Орехова, думаю только об одном – ну не может такого быть, чтобы жизнь и труд этого гениального человека были напрасными!

Ну получилось, ну смалодушничали, с Божьей помощью исправимся! И зазвучат под роскошные переливы русской гитары и русские романсы, и русские старинные песни и иная вокальная музыка. И разгадают музыканты секрет, в котором кроется роскошь игры и исконно русский выговор струн, если обратят внимание на посадку и положение рук великого маэстро.


https://www.youtube.com/watch?v=Z9di2WksdNY

Чтобы не считать свою жизнь прожитой напрасно, я решила найти грамотно-обоснованное происхождение моей народной акустической гитары, с которой мы пятый десяток лет сочиняем песни и радуем ими честной народ. Чтобы понять, где место современной гитаре в современном мире, мне пришлось остановить жизнь и взяться за глубинное скрупулезное изучение подлинной истории и эволюции семейства лютневых инструментов. Повсеместная поверхностная информация меня не устроила, я чувствовала, что главная инстанция истины кроется далеко за рамками образовательных материалов муз. учреждений.

Эта затея явилась для меня титаническим трудом, поглощающим всё время. Одна только книга М.С. Яблокова "Классическая гитара вчера и сегодня" чего стоит! Мне посчастливилось получить её из рук самого автора - историка гитары, и лично задать острые вопросы. Да, знание это сила, всё наконец-то встало на свои места и стало понятным, но лучше бы я этого не делала. Моё сердце рыдало, когда я больше и больше узнавала, как страдали живые беззащитные музыкальные инструменты, как они плакали и замолкали на века, когда их представители мерились умами. Как сказал Пётр Агафошин, "гитаристы должны сами прокладывать себе дорогу для завоевания позиций", но не такой же ценой.

А автобиографические откровения подвижников, как классической гитары, так и ФОЛКлорных гитар, невозможно читать без валидола. Что им пришлось пережить, и какое это Божественное чудо, что сегодня мы вообще имеем возможность наслаждаться этими инструментами. Именно поэтому безответственное преподавание и смешивание несмешиваемого не может не тревожить.

А что ответим мы, когда наши строгие потомки спросят нас "Как вы допустили, что нам досталась только синтетическая музыка?"….
Лично я отвечу с чистой совестью, что делала всё, что было в моих силах, и даже больше, для того, чтобы аккомпаниаторы в любом возрасте могли учиться грамоте, если уж не нотной, то хотя бы музыкальной. Чтобы русская песня жила и звучала живыми и чистыми голосами в семьях и за её пределами, под живое звучание наших народных инструментов. Да так, чтобы от пения по-русски в реках закипала вода!
"В чём сила, брат? Сила в правде!", а  правда, как известно, – в песнях.

Я таки нашла родословную своей гитары! И теперь мне даже думается, что сказка "Гадкий утёнок" - о ней!:))

С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ, А ИНАЧЕ НИКАК!

- Дай Бог, чтобы жизнелюбивая семиструнная гитара поскорее вернулась домой, ведь она уже в пути!
- Дай Бог, чтобы мучительно выстраданные, уникальные труды легендарных Андреса Сеговия и Иванова–Крамского не выветрились с последним нерадивым гитаристом-классиком, а имели множество преданных последователей, ценителей и популяризаторов прекрасной классической и академической музыки в кристально чистом виде, подобных Артёму Дервоеду. Человеку, который живёт и работает ради исправления исторического недоразумения в начале 60-х.

- Дай Бог, чтобы интернациональную шестиструнную народную фокл-акустику, способную отображать культуру любой национальности, преподавали только руки, в которых она поёт, живёт и дышит, а не задыхается. Руки, которые её любят и знают о ней всё, как знает всё мать о своём ребёнке.

- Дай Бог научиться договариваться образованным людям ради всего святого, особенно сегодня, когда нет ни крепостных, ни господ, а возможность выбора творческой деятельности для всех равна.

Хочется пожелать всем, кто планирует взять в руки гитару, задать себе вопрос – какую гитару? Дабы не потерять драгоценное время и не проститься с мечтой – постараться узнать как можно больше о семействе гитар.

Нет такого понятия гитарА, есть понятие гитаРЫ, как скрипка, виолончель и контрабас - инструменты вроде похожи, а классы разные. А значит, нет единого критерия и в обучении игре на гитарах. Для разных целей принципиально разная гитара, принципиально разнится и посадка и положение рук на инструментах.

Как минимум есть один неоспоримый критерий – классическая гитара должна располагаться на левой ноге музыканта, все же виды акустических народных гитар – на правой.

А закончить свой доклад, мне хочется словами уважаемой Татьяны Черниговской:
"Мы вообще собираемся жить на этой планете и дальше? Если да, то как?"

Статья-выборка из материалов
научного труда Виктории Юдиной

Виктория Юдина - педагог дополнительного образования, преподаватель акустической фолк-гитары, поэт, композитор, автор-исполнитель. Автор и основатель международной онлайн-школы "РАНГ" (Ритмический Аккомпанемент Народная Гитара), автор методик и обучающих программ берущих начало в 1982г. Член Российского союза писателей.

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:
в Вконтакте
в Фейсбук

на Блоге