Сегодня в выпуске:
- Как быстро перейти на другой музыкальный инструмент
- Если долго не играли
- Музыкант это не умная голова, музыкант - это умелые руки
- Почему важно задать темп песни изначально
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Как облегчить переход с одного музыкального инструмента на другой
Вы уже научились играть на гитаре или пианино, а может на другом музыкальном инструменте, и хотите освоить второй. В первую очередь нужно понять, какая группа мышц на руках будет задействована при игре именно на этом инструменте.
К примеру, играя на пианино, мы нажимаем на клавиши так же, как печатаем текст на клавиатуре - кисть в естественном положении без особого напряжения - подушечки пальчиков лёгким нажатием касаются клавиш, и сразу слышно звучание.
Позиция рук на аккордеоне, или баяне предполагает поворот кистей пальцами внутрь, нажим на клавиши и кнопки - "к себе, на себя". Мышцы тыльной стороны кисти при этом сильно растягиваются, а нажим осуществляется с лёгким применением силы. Обе руки находятся в одном положении, как мы берём на ручки ребенка и поднимаем его перед собой.
Играя на гитаре, положение обеих рук резко отличается от предыдущих положений. Тут каждая рука вообще находится в разных направлениях - одна вверх, другая вниз. Скоординировать работу рук много труднее, чем на других инструментах. К тому же прижим на грифе требует большого усилия, особенно на позиции баррэ.
Все эти "шарнирные манипуляции кистей рук" я испытала на себе, когда осваивала эти инструменты, так же наблюдала за руками учеников, потому так смело берусь утверждать, что достаточно обуздать мышцы рук - и любой инструмент у тебя в руках!
На одном из творческих вечеров в домашнем салоне Любови Самариной, где традиционно собираются художники, музыканты, поэты и другие деятели искусства, меня угораздило попробовать прикоснуться к виолончели - ради интереса:))))) Смеялись все!!
Помню только, что приходилось извлекать звуки из виолончели подвешенными в воздухе руками - оказывается, тут задействованы даже мышцы спины, а не только рук и плеч. Ну с руками-то ещё как-то можно было договориться, если продолжать осваивать виолончель, а вот ноги меня точно бы не поняли:))) (прощай юбка).
Закрепим главное
Уверенную игру на том, или ином инструменте обеспечивает именно активная работа группы мышц, инструмент будто вживлен в человека, мышцы под него "заточены".
При переходе с одного на другой инструмент музыкант испытывает дискомфорт, игра ему кажется не удобной, или даже невозможной, но вы уже знаете почему.
Однако это чувство проходит, как только мышцы, отвечающие за работу рук в новом положении, проснутся и активизируются. Беглость же пальчиков, приобретенная во время игры на предыдущем инструменте, остается в своей форме, поэтому достаточно всего лишь пробудить новые мышцы рук (от предплечья и до кончиком пальчиков). Проще говоря - проделать физические тренировки.
Для этого нужно знать правильное положение рук во время игры, и посвятить время именно растяжке этой группы мышц - перед началом занятий. Спящие мышцы откликнутся и будут готовы к новой работе, а человек заиграет практически сразу. Пособие по осваиванию музыкального инструмента, это уже второй вопрос, сегодня это как раз не проблема.
В любом случае играющий на пианино человек сможет научиться играть на гитаре быстрее, чем не играющий, и наоборот. И всё же, если первые пренебрегут тренировками, а вторые наоборот посвятят этому уйму времени - успех будет у вторых. Музыкант это не умная голова напичканная знаниями. Музыкант, это умелые руки, что подвластно каждому, если конечно нет травм!
После выпуска одной из последних рассылок под названием "Хорош бренчать, достал уже всех, Бетховен, блин", где вы видели ролик с виртуозной игрой на пианино Левона Оганезова, я получила грустные комментарии.
Многие уверены, что бы так играть, нужно много и долго учиться.
А вот и нет. Чтобы так играть, достаточно иметь, как минимум, инструмент и руки. Ведь этот вид игры - не по нотам, а по клавишам - это разные вещи.
Лично я пошла в музыкальную школу уже неплохо играющим ребенком, обученным с рук, в глаза не видевшим нотный стан.
Роскошно научиться играть на пианино или на гитаре можно всего за пол года, а всю жизнь просто продолжать это делать, и, чтобы не потерять мастерство, играть регулярно, вот и весь секрет. Теория это дополнение к умению, а не наоборот.
Не верится?
Обычая история обычного мальчика
В 13 лет он загорелся желанием научиться играть на пианино во что бы то ни стало. К 16-ти годам накопил на синтезатор, начал осваивать инструмент самостоятельно. Знакомился с клавиатурой, подбирал на слух и даже давал свои названия интервалам, но понял, что для полноценной и насыщенной игры нужно подспорье и полез в интернет.
Заниматься Рома начал сразу с отработки технических элементов второго курса моей видеопрограммы. Это азбука импровизации.
Знаком с инструментом Роман всего полгода, но могу сказать совершенно точно, что этот парень - находка для любой музыкальной группы, хотя, в группе он уже играет. Чтобы стать настоящим музыкантом, ему осталось только освоить ноты и музыкальную грамоту, но это всегда успеется. Сейчас главное, что он свободно ориентируется в клавишах, знает основы аккордного аккомпанемента и импровизации, и продолжает учиться играть на пианино.
А вот и он, заочный ученик из Италии - Роман Гапий 16 лет:
Роман
Виктория, спасибо Вашим урокам ) Просто огромное спасибо!!)
Я теперь научился ещё и писать автоаккомпанемент для синтезатора. Сам играю левой рукой и записываю. Только сегодня впервые попробовал, просто как получится..)и сразу решил Вам показать. Позже вышлю более чистое исполнение. В свои импровизации я вставил Ваши "вкусняшки" из уроков, которые мне особенно понравились.
Молодец Рома!!
Каждый учитель, получая такие видеоотчёты, понимает, что живёт и работает не зря!
Если долго не играли
В ролике вы могли видеть фрагменты и моей игры, но без стыда признаюсь, что сейчас я так же шибко сыграть не могу. По причине травмы пальца не играла почти 4 месяца ни на чём. Чтобы вернуть пальцам былую беглость и прыть, очень и очень медленно отрабатываю все клавишные мелизмы (мелодическое украшение звука), по-простому - фишки. Как первоклассница гоняю туда сюда все гаммы, арпеджио и аккорды.
На гитаре очень медленно проигрывала по сто раз разновидности переборов, а их в моей копилке около 20-ти, кстати, все они подробно разобраны в видеокурсах. Приятная боль между кистью и локтем - значит, процесс пошёл, техника возвращается в норму!!
Если вы тоже не играли на пианино или гитаре довольно долго, вспомните с чего начинали - это самый верный способ вернуть свой прежний уровень игры.
Пою для вас!
В начале 20-го века 18-ти летним паренёк написал стихи. Через сто лет его сын в зрелом возрасте положил на эти стихи музыку, так появился романс. У песен своя судьба.
Обращаю ваше внимание на то, как я прибавила темп относительно студийной записи, а ведь не надо было этого делать. Не успевала толком протягивать звуки. Выступлением осталась недовольна. Когда вы поёте лирические песни, старайтесь следить за тем, чтобы темп изначально был медленным и ровным, это позволит голосу раскрыться и красиво звучать.
Дворянский романс "В небе звёзды"
Слова: Бориса Евг. Григорьева. Музыка: Игоря Борис. Григорьева:
**********************************