Надоело мучиться с нотами? — Кому сольфеджио не помощник

  Автор:
  Комментариев нет

Чтобы песня пелась и играть хотелось

Журнал
"Источник"
для нового поколения
поющих под аккорды
гитары и пианино


Здравствуйте, мои дорогие - ученики, читатели, коллеги!

Интернет-Школе 11 лет! Ура!
И как всегда в честь Дня рождения Школы
У НАС ПРАЗДНИЧНАЯ АКЦИЯ - ЦЕНЫ ПОПОЛАМ!
ПОДРОБНО ОБ УСЛОВИЯХ АКЦИИ УЗНАЕТЕ ЗДЕСЬ:
https://fono-uroki.ru/videokursy/
 

 

Почему сольфеджио не помощник

До каникул осталось всего ничего, но мы продолжаем учиться.
Буквально на днях поступил вопрос читательницы:

Здравствуйте, Виктория! Я новичок, начала изучать ноты и поняла, что наверное мне заниматься этим поздно. Скрипичный ключ ещё худо бедно поняла, а басовый совсем не поддаётся. Скажите, сколько времени нужно учиться человеку за 40, чтобы более или менее играть с листа по нотам, или это невозможно? А ведь так хочется разбирать красивые композиции.

Такая проблема возникает не только у новичков, но и у тех, кто не год и не два учится играть на пианино частным образом с учителем, или самостоятельно. То есть у всех, кто начал знакомство с пианино с нот.

Действительно, очень многие думают, что играть на пианино можно только изучив ноты, а то как же?

Буду откровенна, изучить оба ключа и играть свободно по нотам произведения или несложные композиции взрослому человеку очень и очень непросто. И не потому, что сами ноты такие уж недоступные, а потому что игрой с листа нужно заниматься постоянно, иначе этот навык очень быстро ослабевает.

Важно понимать, что чтение нотного текста с листа (это когда смотришь в ноты и сразу свободно играешь) - это профессия, которой люди обучаются с детства много лет и посвящают этому всё своё время, - и на работе, и дома постоянные репетиции. Как в спорте, ведь речь идет о тренировке мышц, которые всегда должны быть в форме. Их нельзя подготовить раз и навсегда.

Но даже не это главное. Во время игры по нотам одновременно нужно уметь считывать символы возле нот, которые подсказывают, как должно звучать произведение.  Это можно сравнить с правилами орфографии. Вспомните, как непросто и небыстро они даются первокласснику, как при чтении так и при письме. То есть кроме нотной грамоты необходимо владеть также музыкальной грамотой. Без правильного применения средств выразительности вы всегда будете недовольны своей игрой.

Как вы уже знаете из видеокурсов и рассылок с полезными советами, чтобы произведение звучало красиво и вы сами могли им наслаждаться, нужно подключать свои чувства, душу, играть фактически самозабвенно, а это возможно только без привязки взгляда к нотам, то есть наизусть.

Что дальше? А дальше, чтобы произведение сохранилось в репертуаре и вы могли его сразу кому-то исполнить, выученное наизусть необходимо играть каждый день всю жизнь. Это как выучить наизусть даже не стихотворение, а рассказ, написанный другим человеком, слово в слово.  Если не притрагиваться к клавишам хотя бы неделю, вам снова придётся лезть в ноты и всё по новой. Заученный наизусть текст очень быстро забывается, это я знаю по себе, и так же скажет каждый профессиональный музыкант, это важно знать и любителям.

А как же быть? Оставаться неграмотным? Почему же неграмотным? Всё  не так однозначно, просто нужно понять, что вы хотите в итоге. Вы хотите играть на пианино нотные произведения или подбирать любимые мелодии, красиво аккомпанировать и петь?

В первом случае необходимо полноценное изучение нотной грамоты - басового и скрипичного ключа и сольфеджио.

Во втором случае речь идёт об аккомпанементе, имеющем свою музыкальную грамоту - безнотную, в основе которой лежит буквенное обозначение аккордов и гармония - умение выбрать удобную для вашего голоса тональность, чтобы песня звучала; сделать свою красивую аранжировку, проигрыш и вступление. О нотной грамоте речи не идет вообще. И этот процесс несложный и увлекательный, доступный рукам человека любого возраста. Это можно сравнить с пересказом своими словами статьи или книги, которая вам понравилась. Или как если бы вы рассказывали другу какой-то интересный случай из вашей жизни. Простая разговорная прямая речь, живые эмоции, и это несравнимо с чтением с листа романа "Война и мир".

Поэтому если ноты даются трудно, то нет причины расстраиваться - просто попробуйте остановить свой выбор на классе аккомпанемента. И параллельно, если есть желание,  вы вполне можете изучать ноты скрипичного ключа, чтобы уметь записать то, что вы подобрали или сочинили, или сыграть по нотам несложную мелодию песни.

На консультациях (по телефону, в скайпе или очно) я часто объясняю  эти вещи людям, обратившимся ко мне за помощью, и слышу: "Зачем же частный преподаватель давал мне ноты, если я никогда не смогу по ним свободно играть, а что и выучил, всё забывается?"  И тут всё объяснимо, академические музыканты не владеют аккордным песенным аккомпанементом, им трудно даже представить, что можно играть без нот, что при исполнении можно легко перейти из одной тональности в другую. Аккордный песенный аккомпанемент - это новый современный класс пианино, и преподавателей именно этого направления ещё очень и очень мало.

И зачастую проблема взрослого человека, желающего научиться игре на пианино, заключается не в нём, а в неправильной подаче материала учителем, который всю жизнь обучает только классической игре. Классические преподаватели умеют заниматься только с отобранными детьми, имеющими хорошие музыкальные данные. В случае со взрослым новичком дело обстоит иначе. Ведь ему нужно совсем другое - получить результат в кратчайшие сроки,  наслаждаться музыкой для души, радовать друзей и близких любимыми песнями и мелодиями. А его начинают мучить нотами.

Посмотрите видеоролик, в котором один из таких учеников
очень ярко и наглядно описывает эту проблему
и показывает, как её удалось решить с помощью видеокурсов.

Алексей из Москвы:
"Надоело мучиться с нотами.
Теперь играю свободно всё, что захочу!"


https://www.youtube.com/watch?v=Gg6hpGNebo4

Ну, и самая главная проблема, которую описывают новички, поступая к нам в Школу  - это "Что делать, если руки-крюки?"

Посмотрев их игру в скайпе или в присланном видеоролике, вижу, что их руки сильно зажаты, а пальцы тяжёлые и непослушные. Ну и как можно чувствовать себя музыкантом, если руки не чувствуют инструмент и его звучание?

Во время консультации узнаю, что никто из них не уделяет внимания рукам. Как же так? - Жаловаться на возраст, на руки, на слабые способности, требовать от пальцев лёгкой игры -  и ничего не предпринимать?

Мало кто из преподавателей, обучая взрослых, в первую очередь уделяет внимание рукам - помогает разбудить все группы мышц ученика. Как правило, все начинают с теории музыки и сольфеджио в час по чайной ложке, как привыкли, зачастую намеренно растягивая уроки.

Вот такая правда о профессиональной игре на пианино по нотам, на которую по неосведомленности пытаются равняться любители. И ведь не верят люди, пока не потеряют время, и не вернутся к доступному аккомпанированию, которое по факту и проще во всех отношениях и приятнее в осваивании, а результат, при выполнении рекомендаций, виден сразу и из рук не уйдёт долгие годы.

Посмотрев этот ролик, вы будете удивлены, насколько на самом деле всё просто, интересно и доступно для понимания взрослого человека:

Оставьте ноты на потом.
Играйте на пианино красиво сразу двумя руками

https://www.youtube.com/watch?v=1HPRzlQDWNo

После выхода в 2011 году первых трех практических видеокурсов аккомпанемента для взрослых на пианино, я несколько лет наблюдала за успехами учеников на примере множества рук.   И поняла, что программу необходимо дополнить.

Так в 2017 году вышла новая серия курсов, посвященная как раз для освобождению мышц рук от напряжения и зажимов.   Мною разработаны и созданы специальные видеокурсы "Возвращаем пальцам юность (беглость и лёгкость рук)" и "Танцы пальцев на клавишах", где первостепенно мы занимаемся руками - отдельно от пианино. Занятия по курсу помогут пробудить спящие мышцы, отвечающие за беглость пальцев и растяжку кисти, без чего не получатся ни пассажи, ни мелизмы  (это то, что украшает простую игру), ни согласованности рук.
Ученики отмечают, что после занятия по курсам игра оживилась, руки стали, наконец, стали согласованными и послушными.  А то, что играли раньше, зазвучало совсем иначе!
 

Учитесь играть на пианино сразу правильно и разнообразно!
В курсах для этого есть всё.

Проходите в каталог,
узнайте о курсах подробнее,
выбирайте нужные вам:
https://fono-uroki.ru/videokursy/

Внимание!

День Рождения Школы
Цены пополам! Подарки!

УСЛОВИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ АКЦИИ ЗДЕСЬ>>>

Обращайтесь за советом,
получайте предварительную консультацию перед заказом
прямо по телефону -
посоветую, подскажу, направлю.

Автор-разработчик, создатель обучающей программы, преподаватель Юдина Виктория Вадимовна

Выслушаю вас, поддержу, посоветую, отвечу на все вопросы.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:
в Вконтакте
в Фейсбук

на Блоге