Чтобы песня пелась и играть хотелось
Журнал "Источник"
©для нового поколения поющих под аккорды
гитары и пианино
Здравствуйте, дорогие ученики, коллеги, читатели!
В первых строках хочется вас поблагодарить за то, что продолжаете заниматься по моей авторской программе, курс за курсом. Всё, что нужно для дальнейшего развития вас как аккомпаниатора и аранжировщика, с самого нуля и до уровня, какой вы пожелаете, - в курсах есть. Как есть и обратная связь с преподавателем, о ценности которой даже не приходится говорить.
Друзья, вы очень правильно делаете, что присылаете видео со своими первыми успехами. На начальном этапе очень и очень важно проконтролировать поведение рук и пальцев на клавиатуре, правильную работу всей системы рычагов рук - от плеча до дистальной фаланги, которой нажимаем на клавиши.
Как вы уже знаете из курсов - наши руки настолько умные, что на первом этапе им вообще не нужна теория, напротив, она только собьёт их с толку. Поэтому, составляя программу, я минимизирую теорию и делаю ставку не столько на знания в голове, сколько на умения в руках.
Пока ещё мышечная память не вцепилась в неправильные действия, мы с вами вместе можем помочь руке избежать препятствий, тем самым сэкономим ваше время.
И сегодня поговорим о схожих затруднениях и вопросах заочных учеников, которые самостоятельно занимаются по видеокурсам из "Комплекта новичка" от простого к сложному.
Итак - есть вопрос, будет и ответ. Возможно эти же вопросы есть и у вас, а значит всем хорошо.
Добрый день Виктория. Я начала учить арпеджиато и не обратила внимание, что неправильно ставлю пальцы. Вместо четвёртого пальца нажимала третьим и выучила так все аккорды, а когда внимательно посмотрела видеоурок, увидела, что Вы там берёте аккорд 5,4,2, и 1 пальцем, то стала переучивать. Вот сначала долго учила все аккорды арпеджиато, а теперь приходится все переучивать. А вообще, вижу что происходит движение в освоении аккомпанемента. Спасибо Вам большое. С ув Ирина
_____________________
Ирина, надо смотреть по месту, что именно играете, ведь в разных случаях пальчики меняются.
Может у вас всё и нормально, ведь руки и так, и эдак должны уметь.
Если всё звучит и получается, если нет неудобства, можно и оставить. Аппликатура зависит от расположения клавиш в аккорде, в каких-то удобно так, в каких-то иначе.
Я даю стандартную аппликатуру, чтобы было от чего отталкиваться, но руки у всех разные. Ирина, прислушайтесь к рукам, они вам сами всё скажут - им должно быть комфортно, а это и значит - правильно.
Обратите внимание на мои руки в уроках - если, к примеру, в аккорде есть чёрные клавиши, пальцовка не такая, как если в аккорде только белые клавиши или аккорд обращённый.
Дайте мне ответ, что вы поняли из моих слов. Конечно, лучше было бы мне увидеть ваши руки в скайпе. Надо пробовать искать своё. Конфигурация всегда будет разная, пальчики должны ориентироваться сами в режиме игры, так что вы правильно делаете, что тренируете их всяко-разно. Не говорите им, что переучиваете их, - это называется не так:)) Вы их развиваете и подготавливаете к разным вариантам игры. Придёт время, руки побывают на аккордах многих во многих позициях, и всё устаканится так, как удобно только вам. Руки путаться не будут, за это не переживайте. Сейчас самый муторный момент, но это временно.
До связи, Виктория
Дорогие ученики, да, я показываю, как оно должно быть, но должно не значит обязано. Мои ученики взрослые люди, а значит руки могут быть уставшими и зажатыми, могут быть натруженными, травмированными. Это нельзя не учитывать. Пальцам должно быть удобно. И это главное условие.
Аппликатура женщины с маленькой ручкой не может быть единой с аппликатурой для рук мужчины с большой кистью, это и так понятно.
В то же время мы знаем, что расстояние между нужными клавишами остаётся неизменным, значит играя один и тот же аккорд и одну и ту же мелодию, у двух человек будет разная нумерация пальцев.
И даже великие пианисты - невысокая женщина или крупный мужчина играют одну и ту же нотную партию аппликатурно по-разному, но произведение звучит одинаково блестяще.
Это можно сравнить с размером обуви, где полноту мы регулируем с помощью затягивания или расслабления шнурков.
Дорогие ученики, а давайте измерим и сравним наши руки, чтобы аппликатуру вы могли планировать самостоятельно.
Это один из множества способов помощи рукам, которые раскрывает для вас курс "Возвращаем пальцам юность".
Занимаясь по видеоурокам, вы видите на экране мою руку, и чтобы вам было проще ориентироваться и сопоставлять её со своей, давайте сравним размер кистей.
Длина моей ладони - 19 см.
Ширина ладони 8 см.
Приложите линейку от полоски на запястье - в аккурат где начинается ладонь, и до кончика среднего пальца.
Если размер вашей ладони совпадает с моей, либо плюс-минус один см., смело применяйте аппликатуру, выбранную моими руками.
Если данные другие, пробуйте так, как удобно вашим рукам. Хотя в любом случае со временем мышцы обязательно растянутся и пальцы всё будут брать, но к тому времени вы научитесь менять пальцовку как пожелаете, и это будет нетрудно.
Техника - это правильное положение рук во время игры в разных частях клавиатуры с разной комбинацией пальцев.
Красивая полнокровная игра ваших рук и на данном этапе, и в будущем будет зависеть только от того, насколько вами будут усвоены техники игры с первых дней занятий. Страшного ничего нет, ведь их не так много.
Также продвигаясь дальше по видеокурсу, будут встречаться новые и новые техники. Протестируйте свои руки на данном этапе: если разные действия на клавиатуре рука выполняет в одном и том же положении, это сигнал о том, что кисти зажаты, нет свободы, и наверняка есть затруднения.
Возможно, вам кажется, что ваши руки не предназначены для игры на пианино, но это не так. Если нет серьёзной травмы и биорычаги работают хорошо, ваши руки на клавиатуре смогут многое.
Неслучайно в начале знакомства с заочным учеником я обязательно предлагаю, чтобы он обращался, если что-то непонятно или не получается, и по возможности показывал свои результаты.
Именно так сделал Дмитрий Павлов из Санкт-Петербурга. Прислал видеоотчёт своего самого первого занятия. Посмотрев на работу его кисти, я заверила Дмитрия, что дальше дела пойдут хорошо, так как все 5 основных условий, необходимых для дальнейшей уверенной, ровной и красивой игры, выдержаны. Он прислушался к каждой рекомендации, данной в самых начальных уроках первого курса. И рукам не составило сложности выполнять действия правильно.
Обязательно посмотрите этот короткий ролик с видеоотчётом Дмитрия. Это его первый день практического знакомства с клавиатурой. Как я и советую, он начал с невероятно важного для каждого взрослого новчика видеокурса "Возвращаем пальцам юность", который открывает простые секреты возможностей рук и их взаимодействия с инструментом.
Отработка переноса кисти с аккорда на аккорд в другие октавы.
https://www.youtube.com/watch?v=Ieo9Ligh3gQ
Взрослый занятый человек не может проводить много времени у инструмента, но руки всегда при нас. И вот ещё одна жемчужинка из курса - я открываю секрет активности своих рук. Я тоже не могу каждый день помногу играть на пианино, но мои руки постоянно выполняют необходимые пассажи на очень простом самодельном тренажёре, который я могу всегда взять с собой. Это невероятное подспорье - пожалуйста, прислушайтесь. Руке всё равно, на чём выполнять задание.
Мне известно, что уже многие ученики смастерили подобных помощников, и очень довольны.
Дмитрий, как и многие наши ученики, параллельно занятиям на пианино решил освоить и аккомпанемент на гитаре.
Молодец! Так держать!
Дмитрий ведёт дневник наблюдения за своим прогрессом и ощущениями своих рук на клавиатуре. Наверняка, это будет полезно для будущих учеников.
А вот уже готовый дневник заметок для сокурсника ученика из Нижнего Новгорода Гуляева Александра. Возможно, вам это будет интересно:
https://v-yudina.name/klavishi-kak-vlyubitsya-v-svoyu-igru/
Также я благодарю всех, кто доверяет и прислушивается.
Мой труд не напрасен, а значит и вам будет чем порадовать и удивить ваших близких и, конечно же, самого себя.
Ещё один вопрос от начинающей заочной ученицы:
Добрый день. Виктория, если не затруднит, посмотрите мой первый шаг. Меня интересует положение руки. Поднять стул или опустить, со стороны не видно.
Отвечаю:
Высота стула в порядке. А по технике поправка - Рука нажимает клавиши от локтя чисто механически, запястье как влитое, недвижимое, а ведь нажим должен идти от запястья. Посмотрите внимательно, моя рука делает нажим не от локтя, а именно плавно от запястья. Кисть как бы взлетает после нажима, летит над клавишами к нужному месту "посадки" и приземляется, опускается как пёрышко, потом снова как бы отталкивается и взлетает, и снова опускается. Попробуйте.
Возможно, вам кажется, что летающие над клавишами руки - это удел профессионалов. Значит, с первых дней начинайте заниматься профессионально. Руки профессионалов порхают потому, что обучены этому с первых дней.
Предлагаю посмотреть ролик-урок из курса "Танцы пальцев на клавишах".
Этот ролик будет полезен и новичкам, и тем, кто уже занимается по 2-му курсу и планирует перейти к "Танцам пальцев на клавишах" и "Мелизмам".
В этих курсах собраны и разобраны на атомы самые красивые пассажи и техники игры, которые превратят аккомпанемент, мелодию и даже любое скучное упражнение новичка в его суперское авторское "произведение".
Обзорный урок напомнит о существующих видах техники игры на пианино, и если сразу подойти ответственно, в дальнейшем вы всегда будете довольны и своими руками, и своей игрой. Та красота, от которой захватывает дух, вам тоже будет подвластна. На 57-й секунде я обращаю внимание на опорно-кистевую технику, которую и демонстрировал Дмитрий, впервые пробуя брать и переносить аккорд с одной октавы на другие влево и вправо по очереди каждой рукой.
Как украшать простую игру:
https://www.youtube.com/watch?v=y2b5iKl4Wd4
Чтобы лучше ориентироваться в аккордах и быстрее запомнить названия клавиш в буквенном обозначении, вот какую шпаргалку сделала себе ученица Елена:
Друзья, специально для вас я сделала съём с видео заочного ученика из Вологды Евгения Бесфамильного. Постановку его рук нахожу образцовой, и вот почему. На фото очень хорошо видно, что положение левой и правой руки заметно отличаются. Левая более плоская, так как ей нужно растянуться на целую октаву и удерживать её, а правая более сгруппирована, так как она берёт трезвучие или играет мелодию.
Понаблюдайте за своими руками во время игры.
Делитесь своими ощущениями и открытиями - они бесценны, и также кому-то помогут продвигаться и стать увереннее в себе.
А это стихотворение - гостинец от меня.
Сожги мосты
Не бойся жизни перемен. И как бы дни не огорчали,
И как бы ни был каждый тлен, а жизнь дана не для печали!
Расправь измученную грудь - душе не место в заточенье,
О днях безжалостных забудь и оцени своё значенье.
Твоя судьба в твоих руках, а плыть, смирившись, по теченью
Бревну подобно, где река уже не ждёт сопротивленья -
Тебе нельзя, хоть еле-еле, но всё же, жаждя и дыша,
В твоём больном ослабшем теле трепеща, теплится душа.
И не пытайся обмануть себя, что всё не так уж плохо.
Давно пора бы зачеркнуть и даже вычеркнуть со вздохом.
Ошибка – личный педагог, ты на неё имеешь право.
Ты не провидец, не пророк, а свят лишь только Боже правый.
Но, что поделать, страх земной берёт при выборе господство,
Боимся сделать жизнь иной и примиряемся с уродством.
Какая гнуснейшая ложь, и как же слабо утешенье!
Лишь шаг вперёд, и ты поймёшь, насколько правильно решенье.
Да! Пусть удары и плевки, тебе ль ей Богу удивляться.
И пораженью вопреки ударам вновь сопротивляться.
В который раз тебя опять судьба швыряет и толкает.
Но, как сорвавшаяся мать, она тебя и приласкает.
И виновато и любя, вдруг наградит благословенно
За то, что любишь, не кривя, её, любую непременно.
Тебе ли этого не знать закона, вечного, простого,
Что, лишь умея потерять, приобрести сумеешь снова.
Но по дороге в никуда до не известного причала
Не растеряй себя, тогда придётся всё начать сначала.
Хорошим быть лишь потому, что никому не сделать плохо,
Легко, но как же ни к чему людей подобных суматоха.
А, не утратишь стерженёк, хранивший стать добра и чести
Тебя согреет огонёк без лжи, без зависти, без лести.
Уже, возможно, не рассвет, но до заката – ой, как долго,
Но ничего страшнее нет, чем жизнь, прожитая без толка.
Не бойся жизни перемен. И как бы дни не огорчали,
И как бы ни был каждый тлен, а жизнь дана не для печали!
©Виктория Юдина
Стихотворение " спустилось" в трудный момент жизни и очень помогло. 1999 г. (33 года)
На сегодня это всё
Мира и здравия вам и вашим близким!
Следите за рассылками!
Искренне ваша Виктория Юдина
_____________________________
Освобождайте руки от оков!
Делайте их лёгкими и послушными.
Играйте свободно и уверенно!
Исполняйте песни своим природным голосом без всяких условностей!
Выступайте блестяще!